Как отразить субсидию на текущие расходы на примере

Как отразить субсидию на текущие расходы на примере

Как отразить в учете получение государственной помощи (субсидий, бюджетных кредитов и др.)


Безвозмездно полученное имущество примите к учету по рыночной стоимости.Если организация получает имущество на возмездной основе (т. е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи.

В этой стоимости и поставьте имущество на учет (п.

7 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 5/01).Если имущество предоставляется на безвозмездной основе, то для определения его стоимости воспользуйтесь правилами, установленными в пункте 6 ПБУ 13/2000. Там сказано, что стоимость полученного имущества (за исключением денег) определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.Таким образом, если организация получает имущество на безвозмездной основе, она вправе воспользоваться общим порядком, предусмотренным для определения стоимости активов, полученных безвозмездно (п. 10.3 ПБУ 9/99). Подробнее об этом см.

.При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

  1. ;
  1. ;
  1. .

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе.

Тогда получение средств отражайте в учете в (п. 17 ПБУ 13/2000).Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе).

Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000.

Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и .

Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. . В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

  1. по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  1. по мере фактического получения ресурсов.

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  1. имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены.

    Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;

  1. имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Отражение в отчетности государственных субсидий

Вместе с тем в случае если информация о государственных закупках и заказах является существенной для характеристики финансового положения организации, то она подлежит раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности (IAS 20.35 и п. 18 ПБУ 13). Исключение № 2. Во-вторых, рассматриваемая в данной статье методика учета не распространяется также на учет средств (в том числе бюджетных), получаемых по договорам, предусматривающим безусловную обязанность организации возвратить полученные средства.

Учет получения средств в рамках таких договоров регламентируется IAS 39 и ПБУ 15/01. Вместе с тем согласно IAS 20.10 и п.

17 ПБУ 13 если при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученного бюджетного кредита и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном для государственной помощи. Согласно п. 37 IAS 20 беспроцентные ссуды или займы под низкий процент от государства также являются одной из форм государственной помощи, но выгоды, которые они дают компании, не могут быть измерены с помощью применения процентной ставки. На взгляд автора, это не исключает необходимости дисконтировать такие займы, как того требует IAS 39.43.

Однако дисконтирование не осуществляется в отношении условно-безвозвратных займов, когда существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия — такие обязательства не удовлетворяют определению финансовых (IAS 32.11).

Исключение № 3. В-третьих, с большой проблемой, применять ли к тем или иным поступлениям IAS 20 (ПБУ 13), сталкиваются унитарные предприятия и иные компании с участием в капитале государства (подробней см. ниже раздел VI данной статьи).

Исключение № 4. Стандарт с существенными ограничениями касается субсидий, получаемых сельскохозяйственными компаниями (см.

IAS 40). Исключение № 5. Естественно, стандарт не регулирует учет: косвенных выгод, предоставляемых посредством влияния государством на общие условия функционирования: создание инфраструктуры в развивающихся районах или установление торговых ограничений для конкурентов и т.п.

(не учитываются и обычно не отражаются в отчетности); иных выгод, которые не могут быть обоснованно оценены: бесплатное проведение технических и маркетинговых консультаций и предоставление гарантий и т.п. (обычно не учитываются, но если существенно, раскрываются в пояснительной записке); иных выгод, которые происходят от регулирования налоговых обязательств компании: налоговые льготы, налоговые каникулы, налоговые вычеты и т.д.

(обычно учитываются только в рамках IAS 12 (ПБУ 18)).

По мнению автора, не следует также ограничивать действие IAS 20 (ПБУ 13) поступлениями именно из бюджета (в рамках бюджетной росписи). Так, согласно IAS 20.3 государство — это не только государство, но и государственные органы и аналогичные организации, в том числе местные, национальные или международные.
Целесообразно руководствоваться приоритетом

Как отразить субсидии в бухгалтерском учете

Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:

    дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности.

С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования. Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

    дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию; дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать.

Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

    дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии; дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике. Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п.

Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

    дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика; дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов; дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы; дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию.

Проводка такова:

    дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

    дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию; дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов).

Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

    дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии; дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет.

Организация может сама закрепить его в своей документальной политике. Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются.

Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

    дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика; дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов; дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы; дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Проводки по субсидиям

На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе.

Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:

  • государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);
  • реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).

Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.Государственную дотацию в виде субсидии могут получить государственные предприятия, а также финансовые и некоммерческие учреждения.Для учета основных операций по субсидиям и целевому финансированию используют .Отражение поступления, использования и возврата дотационной помощи рассмотрим на примерах.Пример:ООО «Магнат» получена субсидия на приобретение земельного участка с условием строительства на нем производственных цехов.

Срок строительства с 01 января по 31 декабря 2015. Согласно договора купли-продажи цена участка — 5 670 000 руб. 13 января на счет ООО «Магнат» поступили субсидии на возмещение затрат.Бухгалтером ООО «Магнат» были сделаны такие проводки: Дт Кт Описание Сумма Документ 76 86 Отражение задолженности по субсидии 5 670 000 руб.

договор купли-продажи земельного участка 76 Зачисление средств из бюджета 5 670 000 руб.

банковская выписка 08 60 Отражение стоимости участка в составе капитальных вложений 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка 01 08 Принятие земельного участка к учету 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка 86 98/2 Отражение суммы субсидии в составе доходов будущих периодов 5 670 000 руб.
соглашение о предоставлении субсидии 98/2 91/1 Ежемесячный учет государственной помощи в составе прочих доходов (5 670 000 руб : мес.) 515 455 руб.

соглашение о предоставлении субсидии Управляющей организацией «Монолит» были получены средства на оплату работ по ремонту и содержанию имущества в многоквартирном доме (4 740 000 руб.):

  • 2 320 000 руб. — материалы;
  • 2 420 000 руб. — зарплата рабочим.

В учете ООО «Монолит» были сделаны такие проводки: Дт Кт Описание Сумма Документ 86 Зачислена сумма субсидии 4 740 000 руб.

банковская выписка 10 60 Оприходованы материалы для ремонта 2 320 000 руб. товарная накладная 86 98/2 Стоимость материалов включена в состав расходов будущих периодов 2 320 000 руб. соглашение о предоставлении субсидии 20 10 Материалы списаны в производство 2 320 000 руб накладная на отпуск материала 98/2 90/1 Субсидия на приобретение материалов, учтена в составе выручки 2 320 000 руб соглашение о предоставлении субсидии 20 Начислена зарплата рабочим 2 420 000 руб зарплатная ведомость 86 98/2 Субсидия на выплату зарплаты, включена в состав расходов будущих периодов 2 420 000 руб соглашение о предоставлении субсидии 98/2 90/1 Субсидия на выплату зарплаты, учтена в составе выручки 2 420 000 руб соглашение о предоставлении субсидии ООО «Стахановец» в мае 2014 принял к учету основное средство (срок полезного использования — 8 лет), стоимость которого в ноябре 2014 компенсируется государственной субсидией (320 000 руб.).

В июле 2015 было выявлено нарушение целевого использование дотации, в связи с чем сумма субсидии была возвращена.

Сумма ежемесячной амортизации 3333 руб. (320 000 / 8 лет / 12 мес.)Начислена амортизация с июня по октябрь 2014 16 667 руб. (3333 * 5 мес.) Дт Кт Описание Сумма Документ 86 76 Задолженность по возврату субсидии 320 000 руб.

Акт о нарушении целевого использования субсидии 91/2 86 Восстановление суммы целевого финансирования, отраженной в доходах (16 667 + 3333 * 7 мес.) 39 998 руб. Акт о нарушении целевого использования субсидии 98/2 86 Восстановление суммы целевого финансирования несписанных доходов будущих периодов (320 000 — 39 998) 280 002 руб. Акт о нарушении целевого использования субсидии Читайте также: Оценка статьи:

(Пока оценок нет)

Загрузка.

Поделиться с друзьями:

ВОПРОС: Отражение в учете получение и использование бюджетной субсидии

Принимаются к учету бюджетные средства (в т.

ч. и неденежные ресурсы), если имеется уверенность в том, что:

  1. указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы (п. 5 ПБУ 13/2000).
  2. условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.;

ПБУ 13/2000 устанавливает два возможных варианта признания бюджетных средств в бухгалтерском учете. Вариант № 1: по мере появления у организации уверенности в получении этих средств (абз.

1 п. 7 ПБУ 13/2000). В этом случае бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п. Вариант № 2: по мере фактического получения бюджетных средств (абз.

2 п. 7 ПБУ 13/2000) В этом случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п. Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере появления у организации уверенности в получении этих средств, то на дату подписания договора о предоставлении субсидии отражает возникновение целевого финансирования.
При этом производятся следующие записи (абз. 5 п. 7 ПБУ 13/2000, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв.

приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н): Дебет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторам» Кредит 86 «Целевое финансирование» Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторам».

Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения денежных средств, то на дату поступления бюджетных средств организация отражает возникновение целевого финансирования. При этом производится бухгалтерская запись (абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000): Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 86 «Целевое финансирование».

Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации (п. 8 ПБУ 13/2000). Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления. Согласно пункту 9 ПБУ 13/2000, списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе.

Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или

Учет субсидий – инструкция для сельхозкомпании

Например, на покупку ТМЦ. Когда оприходуете активы, сделайте проводки: ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – приобрели материалы; ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – признали финансирование в доходах будущих периодов. В дальнейшем суммы со счета 98 отнесите на прочие доходы.

Но после того, как передадите материалы в производство (п. 9 ПБУ 13/2000): ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – передали ТМЦ в производство; ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» – отнесли господдержку на финансовые результаты. Другой пример. Компания платит проценты по кредиту на покупку основного средства.

Государство выделило субсидию, чтобы компания покрыла проценты.

Посмотрите, какие записи сделать до того, как примете к учету основное средство: ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 67 субсчет «Расчеты по процентам» – включили в стоимость объекта проценты по кредиту; ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – ввели объект в эксплуатацию; ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – признали госпомощь в доходах будущих периодов в размере процентов, которые включили в стоимость ОС. Затем каждый месяц начисляйте амортизацию и признавайте доход по субсидии: ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» – учли в прочих доходах часть господдержки.

На практике проценты начисляют и после того, как стали использовать объект, – пока длится кредитный договор. Поэтому со следующего месяца не включайте проценты в стоимость актива: ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 67 субсчет «Расчеты по процентам» – начислили проценты; ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» – учли в прочих доходах часть госпомощи. В основном сельхозкомпании берут госпомощь, чтобы возместить часть затрат.

В таких случаях счет 86 не используют.

Хозяйства сразу включают финансирование в прочие доходы. Отразите долг государства так (п. 10 ПБУ 13/2000): ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» – отразили дебиторку по господдержке.

Когда деньги поступят, запишите: ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 –получили финансирование.

Разберем практический пример. Малое предприятие купило элитные семена за 300 000 руб. Бухгалтер запишет: ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 300 000 руб. – купили семена. 20 КРЕДИТ 10 – 300 000 руб. – передали семена в производство; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 300 000 руб. – заплатили поставщику. Чтобы покрыть часть расходов, компания получила государственные средства – 120 000 руб.
Компания применяет упрощенные способы бухучета, поэтому использует кассовый метод (п. 18 ПБУ 10/99). В результате бухгалтер составил проводки: ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» – 120 000 руб.

– отразили госпомощь; ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 – 120 000 руб. – признали финансирование в доходах. Хозяйства не всегда соблюдают условия, на которых им выделяют субсидии.

Бывает, организации подают недостоверные сведения и документы.

В таких случаях деньги приходится вернуть. Рассмотрим, как вести учет субсидий при их возврате.

Ситуация 1. Хозяйство получило субсидию в 2016 году. К моменту, когда пришлось вернуть средства, компания частично их использовала.

Хозяйство получило господдержку в 500 000 руб. на покупку оборудования для производства кормов. К моменту возврата денег амортизация объекта составила 56 000 руб.

Проводки по субсидиям

Данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться (Письмо Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573).

Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ и является исчерпывающим. Рассматриваемые субсидии в ст. 251 НК РФ не поименованы. Одновременно п. 8 ст. 250 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст.

251 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

То есть субсидия носит безвозмездный характер и отвечает требованиям п.

8 ст. 250 НК РФ. Таким образом, предоставленная строительной компании субсидия на возмещение затрат на уплату первого взноса по договору лизинга должна включаться в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на дату поступления денег на расчетный счет организации (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Данные выводы подтверждаются разъяснениями финансового ведомства (Письма от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573, от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63).

Обратите внимание! Минфин придерживается следующей позиции: полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.

Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться (Письмо от 14.08.2009 N 03-03-05/156). В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • реализация товаров, работ, услуг (в том числе на безвозмездной основе), а также передача имущественных прав;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
  • передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

В соответствии с пп.

2 п. 1 ст.

Примеры и подсказки по учету субсидии

После продажи техники остаток госпомощи составит 504 000 руб. (600 000 – 96 000). Эту сумму бухгалтер включит в доходы 31 декабря 2016 года: ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 СУБСЧЕТ «ПРОЧИЕ ДОХОДЫ» – 504 000 руб.

– признали часть субсидии в доходах. Субсидию на текущие расходы закон разрешает списывать не более трех лет.

Отсчет начинайте с года, когда получили госпомощь. Так, если финансирование поступило в 2016 году, то учтите ее в доходах до конца 2020 года. Пример 2 Учет субсидии на текущие расходы.

В сентябре 2016 года хозяйство получило субсидию – 200 000 руб. на оплату химических средств защиты растений. Их оплатили и оприходовали в октябре 2016 года на 200 000 руб.

(для упрощения без НДС). Химикаты вносили в землю равными частями по 60 000 руб.

в 2016, 2017 и 2020 годах. В сентябре 2016 года бухгалтер составил проводки: ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – 200 000 руб. – получили субсидию; ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – 200 000 руб. – отразили финансирование в доходах будущих периодов.

В октябре 2016 года на счетах сделали записи: ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 200 000 руб.

– оприходовали средства защиты растений; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 200 000 руб. – заплатили поставщику. В течение положенных трех лет бухгалтер включил в доходы не всю субсидию, а только 180 000 руб.

(60 000 руб. × 3 г.). Но на 1 января 2020 года на счете 98 не должно быть остатка по финансированию. Для этого бухгалтер 31 декабря 2020 года записал: ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 СУБСЧЕТ «ПРОЧИЕ ДОХОДЫ» – 20 000 руб. (200 000 – 180 000) – признали остаток субсидии в доходах.

Теперь покажем, как учесть субсидию на компенсацию уже понесенных затрат. Пример 3 Учет субсидии на возмещение расходов.

Хозяйство приобрело:

  1. комбайн, ежемесячная амортизация по которому 12 000 руб.
  2. семена за 300 000 руб. (для упрощения без НДС);

Сумма финансирования – 750 000 руб.

В нее входят 150 000 руб., которые компания получила, чтобы возместить затраты по приобретенным семенам.

К моменту, когда получили субсидию, семена посадили, а амортизацию начисляли 6 месяцев. Бухгалтер записал: ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 СУБСЧЕТ «ПРОЧИЕ ДОХОДЫ» – 222 000 руб.

(150 000 руб. + 12 000 руб. × 6 мес.) – признали субсидию в доходах в сумме понесенных затрат; ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 98 – 528 000 руб. (750 000 – 222 000) – отразили остальную часть госпомощи в доходах будущих периодов; ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 – 750 000 руб. – получили субсидию. В дальнейшем сумму со счета 98 бухгалтер включает в доход ежемесячно по 12 000 руб., когда начисляет амортизацию.

Сельхозпроизводители применяют нулевую ставку по прибыли ().

Под нулевую ставку подпадает не только выручка от продаж. К внереализационным доходам ее тоже применяют. Главное условие – доход должен быть связан с сельхоздеятельностью ().

Субсидия – это внереализационный доход.

Вправе ли компания автоматически использовать льготную ставку? Нет. Если госпомощь прямо не связана с сельскохозяйственной деятельностью, ее облагают по ставке 20 процентов (письма Минфина , ).

Например, к госпомощи на строительство дороги или газопровода применяют обычную, а не льготную ставку ().

IAS 20 — Как учитывать государственные субсидии по МСФО?

Учет субсидий, относящихся к активам.

Если предприятие получает субсидию на приобретение активов, у него есть есть два варианта предоставления такой субсидии в финансовой отчетности:

  1. Представить ее как отложенный доход; или
  2. Вычесть ее из балансовой стоимости приобретенного актива.

В приведенном ниже примере мы рассмотрим оба варианта. Учет субсидий, относящихся к доходам (на возмещение расходов). Здесь вам нужно провести различие между субсидиями на прошлые расходы (уже понесенные) и субсидиями на текущие или предстоящие расходы.

Если субсидия предоставляется для возмещения расходов, понесенных в прошлом, то она немедленно признается в составе прибыли или убытка.

Если субсидия предоставляется для возмещения расходов, осуществляемых в настоящее время или в будущем, то она признается в составе прибыли или убытка в периоды возникновения и признания этих затрат. С точки зрения представления субсидий в отчетности возможны 2 варианта:

  1. Представить субсидии как доход в составе отдельной статьи, такой как «Прочие доходы», или
  2. Вычесть сумму субсидий из соответствующих расходов (т.е. из расходов, которые эти субсидии призваны компенсировать).

Проиллюстрируем это на коротком примере.

Пример учета государственных субсидий.

Компания ABC получает следующие государственные субсидии в 20×2 году:

  1. 40 000 д.е. для приобретения водоочистительной станции. Стоимость станции составила 100 000 д.е., срок полезного использования — 8 лет. Компания ABC приобрела станцию ​​1 июля 20×2 года и ежемесячно начисляла амортизацию линейным методом.
  2. 10 000 д.е. для покрытия расходов на экологические мероприятия в период 20×2-20×5 гг. Компания ABC планирует потратить 3 000 д.е. в 20×2-20×5 и 2 000 д.е. в 20×6 (всего 14 000 д.е.).
  3. 3 000 д.е. для покрытия расходов на экологические мероприятия, совершенные ABC в 20×0-20×1 годов.

Необходимо составить бухгалтерские проводки за год, закончившийся 31 декабря 20×2 года. Решение. Поскольку компания получила 3 разных субсидии, разберем их одну за другой.

Субсидия на водоочистительную станцию. Это — типичная субсидия на приобретение основных средств. Как указано выше, в этом случае есть два варианта: Вариант № 1: Доходы будущих периодов.

Компания ABC может отнести субсидию на доходы будущих периодов и амортизировать ее в течение срока полезного использования станции, чтобы сопоставить доход от субсидии с соответствующими расходами (в данном случае с амортизационными отчислениями). В 20×2 году ABC признает часть этой субсидии в размере 2 500 д.е. в составе прибыли и убытков (рассчитывается как 40 000 д.е., деленные на 8 лет, умножить на 6 месяцев 20×2 года, деленные на 12 месяцев).

Бухгалтерские проводки: Описание операции Сумма Дебет Кредит Получение субсидии 40 000 (ОФП) Денежные средства (ОФП) Доходы будущих периодов Признание в составе прибылей и убытков в 20×2 г. 2 500 (40 000/8 * 6/12) (ОФП) Доходы будущих периодов (ОПУ) Доход от государственных субсидий Вариант № 2: Вычет из стоимости актива.

Налоговый и бухгалтерский учет субсидий

Учтите: если предприятие вернуло в бюджет неиспользованный остаток субсидий, то эту сумму можно учесть в составе внереализационных затрат. Причем в том отчетном (налоговом) периоде, в котором он перечислен (письма ФНС России от 30 июня 2014 г. № ГД-4-3/12324@ и Минфина России от 16 мая 2014 г.

№ 03-03-10/23121). Хозяйство может получать средства финансирования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

. Но не только. Например, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г.

№ 264ФЗ «О развитии сельского хозяйства» также предусмотрена госпомощь сельхозорганизациям.

Обратите внимание: в данных случаях хозяйство должно отражать полученные средства в составе доходов пропорционально расходам, фактически понесенным за счет соответствующего источника не более двух лет. При этом если по окончании двухлетнего периода сумма субсидии превысит размер признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов последнего года.

Отметим также, что если за счет бюджетных средств приобретается амортизируемое имущество, то суммы субсидии отражаются в составе доходов по мере начисления амортизации. Данные правила применяются независимо от того, на каком режиме налогообложения находится хозяйство.

Это предусмотрено:

  1. для организаций которые работают на упрощенном режиме налогообложения, – пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
  2. для хозяйств, уплачивающих единый сельхозналог, – подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ;
  3. для компаний на общей системе и использующих метод начисления при расчете налога на прибыль – пунктом 4.3 статьи 271 Налогового кодекса РФ, а при кассовом методе – пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ;

Если хозяйство зарегистрировано на своего главу (индивидуального предпринимателя), то оно применяет особый порядок учета субсидий на основании пункта 4 статьи 223 Налогового кодекса РФ.

Льготная ставка по налогу на прибыль Напомним, что к доходам от реализации произведенной сельхозпродукции применяется ставка налога на прибыль 0 процентов (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса РФ). Поэтому при получении средств финансирования льготную ставку можно применять, если они непосредственно относятся к деятельности по производству сельхозпродукции, ее переработке и продаже.

Например, хозяйство вправе использовать нулевую ставку налога на прибыль в отношении средств господдержки, полученных:

  1. на субсидирование элитного семеноводства;
  2. на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;
  3. на возмещение процентных ставок по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники, семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.
  4. на компенсацию затрат, понесенных по причине гибели сельскохозяйственных культур из-за засухи;

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/217.

Учет субсидий в бухгалтерском учете

Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2020 – 18 месяцев.

Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками: Операции Д/т К/т Сумма Зачислены средства из бюджета 51 86 3 500 000 Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы 08 60 3 500 000 Участок принят к учету 01 08 3 500 000 Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов 86 98/2 3 500 000 Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок 98/2 91/1 194 444 В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб.

Размер ежемесячной комплекса составил 4666,67 руб.

(560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2020 – 12 мес. Спустя год (в мае 2020) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками: Операции Д/т К/т Сумма Задолженность по возврату субсидии 86 76 560 000 Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12) 98/2 91/1 56 000 Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12) 91/1 86 56 000 Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000) 98/2 86 504 000 Дотация перечислена в бюджет 76 51 560 000 Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп.

14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них.

Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:

  1. ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
  2. использование субсидированных средств на означенные цели.

Выплата бюджетной помощи в других случаях целевым направлением не признается, а, значит, коммерческие компании не вправе исключать ее из облагаемых доходов.

Т.е. субсидии учитываются при в составе внереализационных доходов.

Датой признания их будет считаться дата поступления средств на счет (пп.2 п.

Комментарии 0